Налоговая амнистия при дроблении бизнеса - как не ошибиться?
- Автор: И.В. Вачугов, доцент кафедры налогов и налогообложения, канд. экон. наук, доцент
Вопросы о правомерности дробления бизнеса с целью использования налоговых преференций всегда находятся в центре внимания предпринимателей, поскольку российское законодательство не запрещает возможность разделения бизнеса. Однако, если в таком дроблении доминирует налоговый мотив, то речь уже идет о схеме дробления бизнеса. При этом Минфин и ФНС России не считают целесообразным регламентировать на законодательном уровне критерии для этой схемы (см. письмо ФНС России от 09.08.2024 N СД-4-7/9113 и письмо Минфина России от 09.11.2023 N 03-02-07/1072210), хотя налоговая служба неоднократно формулировала признаки незаконного дробления в своих письмах от 16.07.2024 N БВ-4-7/8051@, от 11.08.2017 N СА-4-7/15895@ и др.
Налоговая амнистия в отношении участников схемы дробления бизнеса, начатая по инициативе Президента России и в последствии регламентированная положениями ст. 6 Федерального закона № 176-ФЗ от 12.07.2024 (далее - Закон № 176-ФЗ), вызвала серьезный интерес в среде предпринимателей. Данная амнистия осуществляется в отношении налогоплательщиков, применяющих классические схемы дробления бизнеса с незаконным использованием специальных налоговых режимов.
Объектом данной налоговой амнистии являются лица, в отношении которых вынесено и вступило в силу решение о привлечении (об отказе в привлечении) за налоговое правонарушение, связанное с дроблением бизнеса со дня вступления в силу указанного закона, то есть с 12.07.2024.
Суть налоговой амнистии в том, что в отношении лиц, у которых выявлены схемы дробления бизнеса в ходе налоговых проверок:
- приостанавливается вступление в силу решение о привлечении (об отказе в привлечении) за налоговое правонарушение, вынесенное с 12.07.2024;
- для лиц – участников схемы прекращается обязанность по уплате налогов за налоговые периоды 2022 – 2024 годов, а также соответствующих пеней и штрафов, предусмотренных ст. 119, 120 и 122 НК РФ в части правонарушений, связанных с фактом дробления бизнеса при выполнении определенных условий, регламентированных ст. 6 Закона № 176-ФЗ;
- материалы дела не передаются в следственные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела в тех случаях, когда обязанность по уплате налогов по проверкам за 2022 – 2024 годы прекращается вследствие настоящей амнистии, а неуплаченные суммы налогов превышают критерии, указанные в ст. 198 – 199.1 УК РФ.
Однако формулировки законодательных актов, в том числе Закон № 176-ФЗ, не всегда просты и понятны для неподготовленного налогоплательщика. Поэтому 18 октября 2024 года ФНС России на своем официальном сайте опубликовала рекомендации по налоговой амнистии при дроблении бизнеса (далее - Рекомендации).
Для конкретизации механизма данной налоговой амнистии в Рекомендациях сформулированы такие понятия как «единая предпринимательская деятельность» и «контролирующие лица».
Так под контролирующими лицами в контексте дробления бизнеса могут пониматься лица, определяющие принятие управленческих решений, а также иным образом влияющие на результаты предпринимательской деятельности формально самостоятельных лиц. При этом сделана оговорка, что для установления критерия контроля при дроблении бизнеса налоговыми органами может учитываться фактический выгодоприобретатель (выгодоприобретатели), оказывающий влияние на результаты деятельности формально самостоятельных лиц и осуществляющий ее контроль.
Кроме того, в Рекомендациях рассмотрены два способа добровольного отказа от дробления бизнеса: без изменения организационной структуры бизнеса и путем ее изменения. Для каждого из этих способов предлагается два варианта. Так, например, в первом способе возможны варианты:
- переход формально самостоятельных участников дробления бизнеса на общую систему налогообложения;
- фактический перевод деятельности на одно из лиц группы.
Интересно и отношение ФНС России к тем случаям, когда проверяющие доказывали схему дробления бизнеса, но при оформлении материалов проверки не использовали ее название: «использование либо неиспользование в тексте акта налоговой проверки и (или) решения, принимаемого по итогам налоговой проверки, формулировки «дробление бизнеса» не ограничивает право налогоплательщиков на амнистию». Действительно, название ст. 54.1 НК РФ говорит о пределах налогового права, превышение которых является правонарушением, однако содержание этой статьи не определяет название каких-либо налоговых схем, применение которых относится к превышению пределов этого налогового права.
Кроме того, в Рекомендациях отмечены налоги, на которые не распространяется механизм налоговой амнистии, например:
- налог на добавленную стоимость в связи с применением льгот в сфере общественного питания (дробление бизнеса в целях освобождения от налогообложения НДС услуг общественного питания, не превышающих по выручке 2 млрд рублей в год);
- налог на добычу полезных ископаемых (дробление бизнеса с целью занижения себестоимости полезного ископаемого).
Фактически ФНС России подтверждает, что существуют и иные схемы дробления бизнеса, однако налоговая амнистия согласно положений Закона № 176 распространяется только на дробление с незаконным использованием спецрежимов.
В отношении случая частичного добровольного отказа от дробления бизнеса в Рекомендациях рассмотрен конкретный пример расчета соответствующей части прекращаемой обязанности по уплате налогов, пеней и штрафов.
Для тех, кто попытается манипулировать положениями настоящей амнистии в корыстных целях, вводится термин «нормы антизлоупотребительного характера» и раскрыт механизм применения этих норм. Уйти от налоговой ответственности у таких правонарушителей не получится.
Таким образом, для лиц, злоупотребляющих налоговым правом при дроблении бизнеса, единственным оптимальным решением является использование положений настоящей налоговой амнистии. А чтобы не ошибиться при применении ее механизма проще воспользоваться готовыми решениями, раскрытыми в Рекомендациях ФНС России от 18.10.2024.
https://data.nalog.ru/html/sites/www.new.nalog.ru/files/about_fts/amn_recomm.pdf
И.В. Вачугов,
доцент кафедры налогов и налогообложения,
канд. экон. наук, доцент