Промежуточная бухгалтерская отчётность в налоговый орган: представлять или нет?
- Автор: ГА.Терентьева, ст. преподаватель кафедры налогов и налогообложения
С 01.01 2025 вступает в силу ФСБУ 4/2023 «Бухгалтерская (финансовая) отчетность», утвержденный Приказом Минфина России от 04.10.2023 № 157н, которым, в частности, предусматриваются изменения в составе промежуточной бухгалтерской отчетности – он стал таким же, как и состав годовой отчетности. Так, по общему правилу, коммерческая организация составляет бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах и приложения к ним, а некоммерческая – бухгалтерский баланс, отчет о целевом использовании средств и приложения к ним.
Действующий Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон № 402-ФЗ) не предусматривает обязанность экономического субъекта направлять в налоговые органы промежуточную бухгалтерскую отчетность, поскольку в соответствии с п. 3 ст. 18 Закона № 402-ФЗ экономические субъекты обязаны представлять в налоговые органы годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность.
При этом в норматинвых актах отсутствует запрет на составление промежуточной отчетности на добровольной основе в целях текущего внутреннего контроля отдельных показателей финансово-хозяйственной деятельности организации или информирования потенциальных партнеров путем размещения отчетности на собственном сайте организации, и т.д. (в настоящее время Общие правила оценки статей промежуточной бухгалтерской отчетности, содержание ее составляющих определены в ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», утв. Приказом Минфина России от 06.07.1999 № 43н).
Однако в целях выполнения основной задачи налоговых органов –осуществления контроля за соблюдением налогоплательщиками налогового законодательства, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджетную систему РФ налогов и сборов и других обязательных платежей, установленных законодательством РФ, необходимо наряду с налоговой отчетностью представление налогоплательщиками в налоговые органы и промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Представление налогоплательщиками в налоговые органы промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности требуется и для целей мониторинга контроля формирования бюджетных назначений, для расчета поступлений платежей в бюджетную систему на среднесрочную перспективу. Данная отчетность позволяет судить и о текущем финансовом состоянии предприятия и его платежеспособности.
Обязательность направления в налоговые органы такой отчетности следует и из п. 2 ст. 64 НК РФ, в соответствии с которым отсрочка или рассрочка по уплате налога может быть предоставлена заинтересованному лицу на сумму, не превышающую стоимость ее чистых активов.
Также в целях реализации материалов налоговых проверок и права на принятие обеспечительных мер, предусмотренных п. 10 ст. 101 НК РФ в отношении имущества налогоплательщика, обязательно наличие промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности для определения стоимости имущества, которая устанавливается по данным бухгалтерского учета налогоплательщика (абз. 9 п. 10 ст. 101 НК РФ).
Минфин России в сентябре 2024 г. опубликовал для публичного обсуждения проект поправок к Закону № 402-ФЗ, в котором уточняются особенности подачи документов экономическими субъектами в информационный ресурс бухгалтерской отчетности и вводится обязанность по представлению промежуточной бухгалтерской отчетности в налоговые органы – не позднее 30 календарных дней со дня после отчетной даты. Предполагается, что изменения будут применяться с промежуточной отчетности за соответствующие периоды 2025 года.
Г.А.Терентьева,
ст. преподаватель
кафедры налогов и налогообложения