Ложные сведения, новости, широко и публично распространяющиеся, – явление далеко не новое. Достаточно вспомнить до сих пор бытующее в западных странах мнение, что Россия – это страна дикарей, где по улицам городов спокойно ходят дикие медведи, играющие на балалайках.

Человек сегодня привык обрабатывать гораздо большие объемы информации, чем 50, 100, 200 лет назад и количество доступных сегодня источников информации просто несопоставимо. К сожалению, обработка большего объема данных часто приводит к снижению качества процесса, а ещё многие источники в интернете, в мессенджерах имеют своей целью не доведение точной и правдивой информации до потребителя, а привлечение внимания для достижения своих целей.

Целей, как правило, всего две: манипулирование общественным сознанием и (или) материальная выгода.

Почему срабатывают ложные новости? Перечислим только несколько причин.

  1. В таких новостях содержится информация, вызывающая у потребителя сильные эмоции, например, страх, гнев, ненависть, тревогу и человек реагирует на эти сильные эмоции «здесь и сейчас», не подвергая новость анализу.
  2. Ложные новости многократно повторяются, кочуя от источника к источнику, при этом срабатывает эффект иллюзии правды (эффект достоверности, эффект правдивости, эффект повторения) – когнитивное искажение, которое выражается в склонности верить в достоверность информации после её многократного восприятия. Этот психологический феномен объясняется тем, что уже знакомую информацию легче воспринять.
  3. Авторы ложных новостей ссылаются на авторитетные источники или подают информацию от лица медийноизвестных личностей, представителей органов государственной власти.

Как распознать ложную новость?

Прежде всего, необходимо обратить внимание на заголовок новости. У ложной новости заголовок обязательно бросится в глаза, уже заголовок заставит испытать достаточно сильные эмоции. Еще один признак – «кликбейт». Это значит, что текст сообщения совершенно не соотносится с её заголовком. Зачастую используются ключевые слова или фразы (например, «отправьте эту новость своим родным и друзьям» или «правительство скрывает, но мы знаем правду»).

Необходимо проверять и перепроверять любую значимую для Вас новость, особенно шокирующую, хотя бы по трём легитимным источникам (информационное агентство или официальный сайт организации). Если источник неизвестен или подан в виде безымянного «учёного», «инсайдера» и другого анонима, то материал с большой вероятностью может оказаться недостоверным. Найдите первоисточник новости. Оцените его авторитетность и компетентность автора. Также важно следить за опровержениями, сейчас официальные представители организаций оперативно реагируют на фейки.

Нельзя безоговорочно доверять фото- и видеоизображениям, аудиоинформации потому, что сегодня возможности искусственного интеллекта позволяют сгенерировать любое изображение, подделать любой голос, особенно медийных личностей.

На недостоверность материала могут указывать орфографические, пунктуационные ошибки, ошибки в именах, датах или географических названиях.

Проверьте аккаунт, с которого распространяется сообщение. Если профиль создан недавно, а его владелец уже пытался провоцировать аудиторию или призывать её к действию, то это может быть бот. Он создан, чтобы распространять фейки.

Будьте внимательны, сохраняйте критическое мышление чаще сомневайтесь в новой информации, проявляйте беспристрастность. Прежде чем делиться невероятной новостью, проверьте её, не становитесь сами источником ложной информации.

Кафедра информационной безопасности