Риски налогового мошенничества растут: ужесточение мер ответственности
- Автор: И.В. Вачугов, доцент кафедры налогов и налогообложения, канд. экон. наук, доцент

Меры ответственности за применение схемы уклонения от уплаты налогов известны налогоплательщикам.
Во-первых, положениями п. 3 ст. 122 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ) предусмотрена налоговая ответственность за умышленную неуплату или неполную уплату сумм налога (сбора, страховых взносов) в виде повышенного штрафа в размере 40% от этой неуплаченной суммы.
Во-вторых, уголовная ответственность предусмотрена положениями ст. 199 УК РФ за уклонение от уплаты налогов, сборов, подлежащих уплате организацией, и (или) страховых взносов.
Однако фактически перечисленные меры ответственности не способствуют сокращению желающих строить налоговые схемы (исходя из анализа судебных споров количество применяемых схем растет: более 6 тыс. за предшествующий год).
При этом законотворцы пытаются разработать новые меры в отношении создателей таких схем. Так, с 01.01.2025 введена в действие ст. 173.3 УК РФ которая и направлена против таких создателей. Законопроект (№ 263208-8), положенный в основу этой статьи, вызвал не мало споров и прошел долгий путь развития (декабрь 2022 г. – ноябрь 2024 г.).
На сколько будет эффективна новая статья в отношении снижения активности разработчиков схем покажет время, а останавливать уклонистов и пополнять бюджет надо сегодня. Так, введение в 2012 г. ст. 173.1 УК РФ (незаконное образование (создание, реорганизация) юридического лица), на которую возлагались надежды, проблему не решило. Да и введенная в действие вместе с ней ст. 173.2 УК РФ (незаконное использование документов для образования (создания, реорганизации) юридического лица), направленная на ограничение желающих стать номинальным директором в схемах уклонения от уплаты налогов, к существенным результатам не привела, возможно, по причине роста доли бедной части населения. Законотворческий процесс – дело не простое!
В условиях правового вакуума правоприменители для ограничения уклонения от уплаты налогов стали использовать правовые нормы, которые по своему смыслу, казалось-бы, не связаны с налоговой сферой. В частности, при доказывании схемы с незаконным возмещением НДС правоохранители как правило возбуждают уголовное дело по ст. 159 УК РФ (мошенничество). А в последние годы при доказывании различных схем дела нередко возбуждают по ст. 187 УК РФ (неправомерный оборот средств платежей). Например, она может быть использована в отношении фиктивного директора транзитной организации, дающего ложные показания о том, что он настоящий директор и осуществлял реальные сделки, а оплачивала его организация поставку товара контрагенту, который не мог осуществить эту сделку.
«Беззубость» ст. 198 и ч. 1 ст. 199 УК РФ кроется в том, что сроки давности преступления, в отношении которого осуществляется процедура возбуждения дел по данным статьям, существенно ограничены (2 года с момента совершения преступления). А вот для ст. 187 УК РФ (неправомерный оборот средств платежей) – 10 лет.
Очевидно поэтому правоприменители расширяют список статей для ограничения налоговых преступников. Так, с 03.03.2025 уголовное дело по ч. 2 ст. 198 УК РФ в отношении блогера Блиновской Е.О., использовавшей схему уклонения от уплаты налогов в виде незаконного дробления бизнеса, прекращено в связи с истечением срока давности. Однако блогер была признана виновной в совершении преступлений, предусмотренных п. «б» ч. 4 ст. 174.1 УК РФ (легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления), а также двух эпизодов преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 187 УК РФ. Блиновской Е.О. назначено наказание в виде 5 лет лишения свободы в колонии общего режима и штрафа в размере 1 млн руб., а также лишения права заниматься предпринимательской деятельность в течение 4 лет.
Вместе с тем, учитывая рост налоговой преступности в условиях дефицита бюджета, компетентные органы продолжают использовать новые рычаги в отношении предпринимателей, использующих налоговые схемы.
Например, Арбитражный суд Ульяновской области впервые применил ст. 169 ГК РФ «о безнравственных сделках» к налоговой схеме с фиктивными счетами-фактурами (решение АС Ульяновской области от 21.02.2025 по делу № А72-13241/2024). Дело в том, что согласно ст. 169 ГК РФ сделка, совершенная с целью, заведомо противной основам правопорядка или нравственности, ничтожна, но главное, что суд может взыскать в бюджет государства доход, полученный сторонами, которые действовали умышленно. А это существенный поворот в судебной практике, поскольку выгодоприобретатель в схеме уклонения от уплаты налогов ранее мог потерять лишь сумму неуплаченного налога и сумму штрафа, а теперь – всю сумму дохода по сделке.
Похоже, что правоприменители для пополнения бюджета не собираются ждать, пока законодатели разработают новые меры против налоговых уклонистов, а будут использовать уже существующие эффективные рычаги, которые уже были ранее апробированы и вне налоговой сферы.
И.В. Вачугов,
доцент кафедры налогов и налогообложения,
канд. экон. наук, доцент