Автор: А.В. Телегус, заведующий кафедрой налогов и налогообложения канд. экон. наук, доцент

Федеральный государственный гражданский служащий, направленный в командировку в сельскую местность, в связи с отсутствием в месте командирования гостиницы проживал в жилом помещении, принадлежащем физическому лицу – наймодателю (не являющемуся ни индивидуальным предпринимателем, ни самозанятым), заключив с ним от своего имени договор найма (ст. 671 Гражданского кодекса РФ).  Возникает ли у учреждения, в котором госслужащий проходит государственную гражданскую службу, обязанность по направлению в налоговый орган сведений о невозможности удержания НДФЛ с дохода наймодателя?

По общему правилу, установленному п. 11 Порядка и условий командирования федеральных государственных гражданских служащих, утв. Указом Президента России от 18.07.2005 № 813 (далее – Порядок № 813), при направлении гражданского служащего в служебную командировку ему возмещаются расходы по найму жилого помещения.

При этом п. 19 Порядка № 813 определено, что в случае если в населенном пункте отсутствует гостиница, гражданскому служащему предоставляется иное отдельное жилое помещение либо аналогичное жилое помещение в ближайшем населенном пункте с гарантированным транспортным обеспечением от места проживания до места командирования и обратно.

В рассматриваемой ситуации следует учитывать, что госслужащий заключил соответствующий договор от своего имени, а не от имени госоргана, т.е. наймодатель получил денежные средства не от учреждения, а от физического лица.    

В целях налогообложения НДФЛ необходимо иметь в виду, что в соответствии с п. 1 ст. 226 Налогового кодекса РФ российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в п. 2 ст. 228 НК РФ, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 225 НК РФ с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

Согласно п. 2 ст. 226 НК РФ особенности исчисления и (или) уплаты налога по отдельным видам доходов установлены, в частности, ст. 228 НК РФ.

На основании пп. 1 п. 1, п. 2, п. 3 ст. 228 НК РФ физические лица, получившие вознаграждения от физических лиц и организаций, не являющихся налоговыми агентами, на основе заключенных договоров гражданско-правового характера, включая доходы по договорам найма или договорам аренды любого имущества, самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном ст. 225 НК РФ, посредством декларирования своих доходов.

В силу п. 5 ст. 226 НК РФ при невозможности в течение налогового периода (с 01.01.2025 - до 31 января года, следующего за истекшим налоговым периодом) удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан в срок не позднее 25 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога.

Однако п. 1 ст. 24 НК РФ определено, что налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему РФ.

Таким образом, в рассматриваемой ситуации учреждение не является по отношению к наймодателю налоговым агентом, и обязанности по направлению в налоговый орган информации о невозможности удержать налог не возникает (см. также письма Минфина России от 28.02.2020 № 03-04-06/14668, от 06.09.2019 № 03-04-05/68979, Решение Арбитражного суда г. Москвы от 22.02.2007 по делу № А40-59027/05-98-450).

А.В. Телегус,
 
заведующий кафедрой налогов и налогообложения,
 канд. экон. наук, доцент