Уведомление о конфликте интересов на государственной службе: ДА vs НЕТ
- Автор: А.Ю. Панов, доцент кафедры социально-правовых дисциплин, кандидат юридических наук, доцент
Ни для кого не секрет, что государственная служба часто сопряжена с возникновением ситуаций, для которых присущи коррупционные риски. Исходя из этого, служащие нередко задумываются о необходимости уведомления о возможности возникновения личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов. И это неудивительно, поскольку неисполнение данной обязанности может привести к ответственности, связанной, в том числе, с увольнением в связи с утратой доверия.
Когда же нужно уведомлять о конфликте интересов? Как правильно это делать? Отвечая на данные вопросы, необходимо обратить внимание на ряд важных моментов.
Рассмотрим ситуацию. Гражданин РФ стал индивидуальным предпринимателем и встал на учет в налоговом органе, где проходит службу его близкий родственник. Последний узнал об этом и задумался об уведомлении о возникновении личной заинтересованности, которая может привести к конфликту интересов. Вопрос: нужно ли исполнять данную обязанность?
Очень часто служащие отвечают, что нужно. Однако на самом деле это не так.
В этом случае необходимо учитывать разъяснения, которые даны в Письме Генеральной прокуратуры РФ от 22 ноября 2017 г. № 86-13-2017/Ип11279-17 «О направлении памятки по вопросам привлечения к юридической ответственности за непринятие мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов». В нем сказано, что обязанность по уведомлению о возможности возникновения конфликта интересов у инспектора возникает в том случае, когда к нему поступает документ (информация), в соответствии с которым ему необходимо будет реализовать свои полномочия (к примеру, провести камеральную проверку) в отношении конкретной организации, с деятельностью которой может быть связана его личная заинтересованность.
Отсюда вывод по приведенной ситуации: уведомлять о конфликте интересов нужно будет только тогда, когда служащему станет известно, что ему предстоит исполнять свои должностные полномочия в отношении соответствующего субъекта предпринимательства.
Что насчет порядка уведомления?
По данному вопросу существует отдельный ведомственный акт: Приказ от 7 июля 2023 ФНС России № ЕД-7-4/453@ «Об утверждении Порядка уведомления федеральными государственными гражданскими служащими… о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов».
В нем определено, что при возникновении у государственного служащего личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, он обязан незамедлительно, а в случае его отсутствия по какой-либо причине на рабочем месте – при первой возможности представить письменное уведомление о данной ситуации.
Удобным является то, что в этом же приказе представлен бланк уведомления о конфликте интересов.
Если Вы хотите узнать больше о вопросах противодействия коррупционным правонарушениям, то приглашаем на обучение в «Академию ФНС ЛАБ – Волга» по программе «Противодействие коррупции в сфере государственного управления» (очная и заочная формы обучения).
А.Ю. Панов,
доцент кафедры социально-правовых дисциплин,
кандидат юридических наук, доцент