Владение ценными бумагами как возможность получения государственными гражданскими служащими налоговых органов дополнительного дохода
- Автор: Панов А.Ю., доцент, кандидат наук, доцент кафедры социально-правовых дисциплин
В настоящее время у гражданских служащих нередко возникает вопрос относительно возможности получения дополнительного заработка помимо денежного содержания по своей должности. Поскольку режим ненормированного рабочего дня в большинстве случаев не позволяет осуществлять иную оплачиваемую работу, многие задумываются о пассивных источниках дохода. Одним из них является владение ценными бумагами. Однако могут ли на самом деле государственные служащие воспользоваться данным способом заработка? Насколько это допустимо с точки зрения действующего законодательства?
На практике ответы на эти вопросы часто вызывают дискуссии. При этом сотрудники отдельных территориальных госорганов, ответственные за профилактику коррупционных и иных правонарушений, нередко запрещают служащим владеть ценными бумагами, а при наличии данных активов настаивают на их передаче в доверительное управление или вовсе указывают на необходимость их отчуждения (продажу). Правомерны данные требования? В большинстве случаев – нет.
Основное правило, позволяющее определить критерий легитимности владения ценными бумагами, содержится в части 2 статьи 17 Федерального закона от 27.07. 2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ». В ней указано, что в случае, если владение гражданским служащим ценными бумагами (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций) приводит или может привести к конфликту интересов, служащий обязан передать принадлежащие ему ценные бумаги (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством РФ. Возникает резонный вопрос: когда же конфликт интересов может возникнуть?
Практика показывает, что в рассматриваемых ситуациях конфликт интересов у служащих налоговых органов может возникнуть в основном тогда, когда они владеют ценными бумагами организаций, в отношении которых осуществляют функции государственного управления. Таким образом, очевидно, что подобные случаи являются редкостью.
Стоить отметит, что некоторые госслужащие задумываются о получении дохода от владения иностранными ценными бумагами. Возможно ли это?
В данном случае следует проанализировать Федеральный закон от 07.05.2013 № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории РФ, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами». Положения данного нормативного акта запрещают служащим владеть и (или) пользоваться финансовыми иностранными инструментами, к числу которых относятся и в том числе иностранные ценные бумаги.
Однако во исполнение указанного закона Федеральная налоговая служба издала приказ от 10.10.2017 № ММВ-7-4/794@ «Об утверждении Перечня должностей в Федеральной налоговой службе, при замещении которых федеральным государственным гражданским служащим запрещается… владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами», в соответствии с которым соблюдать рассматриваемый запрет должны только служащие, которые замещают отдельные руководящие должности в центральном аппарате ФНС России и в Управлениях ФНС России по субъектам РФ.
С учетом изложенного можно с уверенностью сказать, что гражданские служащие налоговых органов в подавляющем большинстве случаев имеют право получать доход от владения ценными бумагами, но при этом должны строго соблюдать требования отдельных действующих нормативных правовых актов.
Подробнее о соблюдении рассмотренного запрета, а также об иных антикоррупционных стандартах Вы сможете узнать на наших курсах повышения квалификации, которые проводятся, в частности, в дистанционном формате.
Запись на курсы осуществляется через сайт Приволжского института повышения квалификации ФНС России:
Платные образовательные программы
Панов А.Ю.
доцент, кандидат наук
доцент кафедры социально-правовых дисциплин